Развитие навыков литературоведческого анализа - А. С. Пушкин (1799-1837)


^ Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Опираясь на текст и используя цитаты, перечислите и проиллюстрируйте черты романтизма в обеих поэмах.

_____________________


===================

  1. Приведите из каждой поэмы и прокомментируйте по 5-10 примеров использования каждого из следующих художественных средств:

_____________________


===================

  1. Сформулируйте особенности конфликта в «Песне про царя Ивана Васильевича...».

_____________________


===================

  1. Перечислите и прокомментируйте образы природы в поэме «Мцыри».

_____________________


===================


^ Анализ проблематики


  1. Какие аспекты духовной, семейно-бытовой, общественной и правовой традиций русской культуры нашли отражение в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича...»? Аргументируйте свой ответ (0,5-1 стр.).

_____________________


===================

  1. Как трактуются в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича...» следующие понятия:

Аргументируйте свой ответ ссылками на текст.

_____________________


===================

  1. Как раскрываются в поэме «Мцыри» темы

Прокомментируйте их взаимопроникновение (1 стр.)

_____________________

Все эти темы тесно переплетаются между собой в поэме. Мцыри готов променять две жизни в плену на одну, но «полную тревог»; он стремится к свободе, но его судьба сложилась так, что он не смог осуществить свою мечту. Герой делает попытку выбраться за пределы своего обыденного существования, но она кончается неудачей.

«Но тщетно спорил я с судьбой;/ Она смеялась надо мной!» - восклицает мцыри после. То, с каким отчаянным бесстрашием он стремится к своей свободе, ясно даже по тому, что, когда он бежал, была гроза, и монахи, обуянные страхом, лежали ниц, но мцыри не побоялся стихии. Он был готов обняться с бурей, всем сердцем желал вырваться на волю, к природе, но в то же время именно природа помешала ему – герой не имел никаких навыков для общения с ней. Мцыри вырос взаперти, не был готов к тому, что встретится ему вне стен монастыря.

Битва с барсом, несмотря на то, что мцыри вышел из неё победителем, отняла у героя слишком много сил и повлияла на его скорую смерть. Перед смертью мцыри признается старому монаху, что за несколько минут в тех краях, где мцыри играл, будучи мальчиком, не жаль отдать и рай, и вечность.

===================

  1. Лаконично сформулируйте Ваше понимание идейно-художественного своеобразия романтических поэм Лермонтова (10 строк).

_____________________


===================


^ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»


Работа с текстом


  1. Внимательно перечитайте роман. Изложите отдельно

Изложение должно отражать своеобразие композиции, нарушение хронологии в изображении событий. Следите за точностью в изложении фактов.

_____________________


===================

  1. В произвольной форме составьте схему системы персонажей романа (воспользуйтесь образцом, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений»). Схема должна содержать:

Имейте в виду, что можно говорить как о системе персонажей каждой отдельной повести, так и о системе персонажей романа в целом (учитывая, что Печорин - единственный главный герой, а многообразие остальных персонажей служит для всестороннего раскрытия его внутреннего мира).

_____________________


===================


^ Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Охарактеризуйте жанровое своеобразие романа (исходя из жанровой специфики каждой его части). На каком основании мы называем этот текст романом и в чем его отличие от романов Пушкина?

_____________________


===================

  1. Перечислите все композиционные особенности романа. В чем заключается значение композиции для раскрытия художественной идеи?

_____________________

Среди наиболее ярких композиционных особенностей следует отметить то, что роман состоит из нескольких повестей, при этом каждая из них имеет собственный сюжет. Безусловно, важную роль играет смена повествователей, это способствует полноценному восприятию событий романа.

Также в романе нарушен ход времени – события не следуют друг за другом в четком хронологическом порядке. Это служит для того, чтобы в полной мере раскрыть характер главного героя, выявить и объяснить его трагическую судьбу. Монологи Печорина, обращенные в прошлое, составляют романную предысторию. Действие начинается с середины после сообщения о смерти героя, что очень необычно, а предшествующие события излагаются благодаря журналу после тех, которые произошли позже. Это заинтриговывает читателя, заставляет его размышлять над загадкой личности Печорина, объяснять для себя его «большие странности». Однако главная цель, которую преследовал автор, переставляя главы во времени – показать уходящего из романа Печорина настоящим героем. Он действительно мог бы совершать прекрасные дела, сложись его судьба несколько иначе. Таким он и должен был, по мысли Лермонтова, запомниться читателю.

===================

  1. Охарактеризуйте Печорина и трех других персонажей (по выбору) в соответствии с планом анализа художественного образа, приведенным в разделе «Принципы анализа литературных произведений».

_____________________


===================

  1. Перечислите черты романтизма и реализма в романе.

_____________________


===================

  1. Определите своеобразие пафоса в изображении личности и поступков главного героя.

_____________________


===================

  1. Перечислите и приведите примеры использования основных деталей предметной изобразительности в романе (см. раздел «Принципы анализа литературных произведений»).

_____________________


===================


^ Анализ проблематики


  1. Охарактеризуйте своеобразие социально-исторической проблематики романа.

_____________________


===================

  1. Какие вопросы составляют, на Ваш взгляд, философскую проблематику романа и как они решаются в каждой конкретной части?

_____________________


===================

  1. Сформулируйте Ваше понимание выражения «дети природы». Соотнесите его с идеями Ж.-Ж. Руссо («естественный человек», противостояние «природы» и «цивилизации»); с романтическими представлениями о человеке.

_____________________


===================

  1. Объясните буквальный и символический смысл выражения «водяное общество». Как определяется духовный и психологический облик Печорина в его отношении к миру «детей природы» и «водяному обществу»?

_____________________


===================

  1. Перечислите и прокомментируйте содержащиеся в романе высказывания о следующих общечеловеческих ценностях:

_____________________


===================

  1. Составьте подробный план сочинения на тему: «Соотношение жизненных позиций автора и героя в романе Лермонтова». План должен отражать структуру сочинения, используемые тексты, краткое содержание каждой части (0,5 стр.).

_____________________


===================


ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Философские проблемы в лирике Лермонтова и романе «Герой нашего времени».

  2. Идейно-тематическая связь поэмы «Мцыри» с лирикой Лермонтова.

  3. «Герой нашего времени» как социально-психологический роман.

_____________________


===================
9055616285794345.html
9055664618827946.html
9055895462646369.html
9055982265888005.html
9056274138946759.html